Занятия и игры с малышом PDF Печать E-mail

Малыш первого месяца жизни большую часть суток спит и совсем мало времени бодрствует. Однако время бодрствования, пусть даже очень небольшое, нужно ис­пользовать максимально для развития ма­лютки.

Для развития зрения, слуха и положи­тельных эмоций, начиная с 2—3-недельно-го возраста, с малышом нужно ласково раз­говаривать во время переодевания, купания, подготовки к кормлению и бодрствования, при этом стараться, чтобы он видел ваше улыбающееся лицо.

Следует вызывать у ребенка реакцию слежения за движением звучащей игрушки.

С 3—5-недельного возраста ребенка во время бодрствования следует несколько раз класть на живот — перед кормлением и через 30—40 минут после него. Чтобы малышу было удобно лежать, нужно под­ложить под грудку его руки, согнутые в локтях. Наклонившись над ребенком, раз­говаривать с ним, стараясь вызвать сосре­доточение его взгляда на своем лице. Обычно, услышав голос, малыши припод­нимают головку, смотрят на разговариваю­щего с ними человека и начинают улы­баться. Ни в коем случае нельзя оставлять малютку в положении лежа на животе без присмотра. При первых признаках утомле­ния, когда малыш перестает приподнимать головку, необходимо повернуть его на спинку.

Время от времени нужно брать малыша на руки и держать вертикально, поддерживая одной рукой под грудь, другой — под ягодицы, и также разговаривать с ним, вы­зывая сосредоточение взгляда малыша на своем лице. Это укрепляет у него умение удерживать голову в таком положении и способствует развитию зрительных реакций в вертикальном положении.

Бодрствовать ребенок должен в кроват­ке, а с 3—4 месяцев — желательно в ма­неже. Не забывайте о гимнастике и мас­саже.

Когда малыш берет и удерживает предметы, погремушку ему дают в руки. Для развития умения брать игрушку из ваших рук надо приближать ее к ладони ребенка и вызывать активное стремление взять ее. Вкладывать игрушку в руку не следует.

С 4—5-месячного возраста перед лежа­щим на животе ребенком хорошо класть разноцветные тряпочки с тем, чтобы он вначале так же случайно, а затем и целена­правленно брал их, мял, рассматривал.

Если ребенок лежит на животе, игруш­ку кладут так, чтобы он мог ее достать. Можно положить одну-две игрушки прямо перед лежащим на животе малышом, что­бы он взял их в ручки. Затем положить те же игрушки сначала в одну, затем в другую сторону. Можно положить по одной игруш­ке в разные стороны — вы увидите, какую он предпочитает.

Для развития умения прислушиваться и умения слышать, воспринимать и различать звуки, необходимо, общаясь с ребенком, произносить с разной интонацией звуки и слоги. Малыш прислушивается к голосу, следит за движениями губ и постепенно сам начинает произносить звуки.

Ласковый разговор, зов его на расстоя­нии, различная интонация голоса развива­ют у малыша умение слышать, прислуши­ваться, определять источник звука и его ха­рактер.

Для развития способности слушать му­зыку и прислушиваться к ней, уже в этом возрасте надо напевать ребенку мелодич­ные песенки или включать негромкую му­зыку.

Время от времени надо класть ребенка на живот и брать на руки — укреплять у него умение держать голову в горизонталь­ном и вертикальном положении и разви­вать стояние при поддержке под мышки. Если в 5—6 месяцев малыш сам не перево­рачивается на живот и все время лежит в одном положении, надо помочь ему пере­вернуться — можно постучать погремушкой с той стороны, в которую он переворачи­вается.

У детей 6—9-ти месячного возраста за­метно изменяется характер бодрствования, увеличивается длительность активного бодрствования с 2 до 2,5—3 часов, поэтому необходимо создать условия, обеспечиваю­щие более продолжительную игру детей. Малышу необходимо предоставить площадь для движений, дать разнообразные игруш­ки, соответствующие его возрасту и умени­ям и обеспечить своевременную смену иг­рушек.

Прежде всего, необходимо создать усло­вия для развития различных движений, в первую очередь тех, при помощи которых он имеет возможность перемещаться. По­этому не следует развивать у него умение сидеть или стоять, а наоборот, создавать ус­ловия для развития умения ползать, само­стоятельно садиться и вставать.

Можно лежащему на животике малышу показать яркую красивую игрушку, издаю­щую звук, на небольшом от него расстоя­нии — это будет побуждать малыша к пол­занию.

Для развития движений в этом возрасте можно использовать прыгунки и ходунки. Прыгунки — это приспособление, позволя­ющее малышу активно двигаться не толь­ко в горизонтальной плоскости, но и в пространстве.

Движения в прыгунках очень нравятся малышам. Прыгунки развивают движения, укрепляют мышцы малыша. Но только при правильном использовании. Прыжки в течение длительного времени нагружают позвоночник, мышцы находятся в посто­янном тонусе и не расслабляются, возни­кает нагрузка на сердце и общее утомле­ние.

Поэтому необходимо чередовать прыжки и отдых, после еды не сажать ребенка в прыгунки, при первых же признаках пере­утомления (гипервозбудимость или вялость, учащенное дыхание) сразу же прекратить занятия.

Ходунки помогают малышу укреплять не только мускулатуру рук, шеи, тулови­ща, но и развивают координацию движе­ний и чувство пространства. Их использу­ют в основном до обучения самостоятель­ной ходьбе.

Малыш во втором полугодии осваивает общие движения, в основном, в процессе самостоятельной деятельности, он может сам научиться ползать, вставать к опоре, ходить вокруг нее; цепляясь за предметы, переходить от одного предмета к другому. Опорой может служить верхний край кро­ватки или манежа.

Игрушки должны быть расположены та­ким образом, чтобы они побуждали малы­ша к различным движениям: поставленные «дорожкой», или на некотором расстоянии друг от друга.

У 6—7-месячного малыша повышается интерес к воспитывающим его взрослым, и он начинает требовать к себе постоянного внимания. Начиная самостоятельно играть, он очень быстро разбрасывает игрушки, ча­сто после этого стоит и смотрит, что дела­ют взрослые, требует, чтобы его взяли на руки. Необходимо вновь разложить игруш­ки, включить малыша в игру, подойти по­говорить с ним, поддержать у него хорошее эмоциональное настроение, вызвать ответ­ные звуки.

Для развития у ребенка речевой актив­ности надо прислушиваться к издаваемым им звукам, повторять за ним и вызывать подражание. При этом ваша речь должна быть эмоциональной, ласковой, богатой различными интонациями. Для развития понимания речи взрослого говорить надо с малышом короткими фразами, подчер­кивая интонацией слово, которое он дол­жен выделить. Важно, чтобы это слово совпадало с моментом, когда малыш про­делывает называемые движения или смо­трит на называемый предмет или на дви­жения и действия, выполняемые взрос­лым.

Малыш начинает отзываться на зов, ес­ли во время игры его часто называют по имени.

До 7—8 месяцев малыш бодрствует в манеже. Когда он начинает ползать, нуж­но организовать бодрствование на полу, для этого следует отгородить ему площадь, достаточную для движений. На отгорожен­ной части комнаты надо расставить пред­меты, держась за которые, ребенок сможет вставать, а затем и переступать. Поставить столик, держась за который, ребенок смо­жет вставать; разложить на нем игрушки для развития действий (вынимания, вкла­дывания, открывания, закрывания). Осо­бенно нравится малышам скидывать иг­рушки, выстроенные в ряд, с дивана. Ма­лыш обычно требует повторения этого действия.

Необходимо следить за тем, чтобы ма­лыш долго не оставался в одной и той же позе. Особенно большое внимание следует уделять медлительному ребенку, который, несмотря на то, что освоил движения, предпочитает лежать или сидеть. Вы долж­ны побуждать малыша к движениям. Пока­зывая игрушку, вызывать к ней интерес, го­воря, называя ребенка по имени, просить принести игрушку или проделать с ней са­мое простое действие, например, покатать машинку или мячик.

Малышам 9—10 месяцев следует давать разные мячики, шарики для катания, коро­бочки с вложенными в них предметами для вынимания и вкладывания, пирамидки, ре­зиновые звучащие игрушки для сжимания и разжимания; сюжетные игрушки, назва­ния которых дети знают (кошечки, собач­ки, машинки, куклы). Называя игрушки, вы, таким образом, закрепите у малыша понимание названий, освоенных в процес­се занятий.

С приобретением личного опыта малы­ша в использовании игрушек повышается значение его самостоятельной деятельности, но поддерживаться она будет только в том случае, если часто подходить к малы­шу и побуждать его к тем или иным дей­ствиям.

В процессе самостоятельной деятель­ности малыш совершенствует и закрепля­ет умения, которым вы его научили, а также сам осваивает некоторые новые умения. При случайном сжимании рези­новой игрушки ребенок 7—8 месяцев слы­шит издаваемый ею звук и после этого повторно проделывает это движение. Ког­да ребенок хочет взять круглый предмет, а он «убегает», малыш начинает его ка­тать. Если небольшие шарики или другие игрушки положить в коробочку, то ребе­нок начинает их вынимать. Но для того, чтобы к 9—10 месяцам эти же действия малыш начал выполнять не случайно, а подражая вам, а потом и по чисто словес­ному указанию, с ним нужно заниматься. Покажите, как катается мячик, сами по­ложите кубики в коробочку и выньте их, покажите, как строить башню из кубиков. Все ваши действия должны сопровож­даться пояснениями.

Малыш в 8—9 месяцев часто видит дей­ствия взрослых, однако воспроизвести (да­же если они доступны для выполнения) может только после того, как его научат подражать. Подражание у ребенка этого возраста формируется во время специаль­ных упражнений. Вызывая подражание ка­кому-либо действию («вынь шарик, а те­перь вложи шарик»), покажите его, проде­лайте движение рукой ребенка и все эти действия словесно опишите. Движения са­мого ребенка и ваша речь способствуют лучшему восприятию и формированию этих действий, а впоследствии их воспро­изведению. После неоднократного повторения таких приемов достаточно только показать эти действия, называя их, как малыш начинает подражать, а затем вы­полняет их по словесному предложению без показа.

8—9-месячного ребенка можно в любое время года выносить на свежий воздух не только на время сна, но и на прогулку во время бодрствования и использовать ее для знакомства ребенка с окружающим и раз­вития речи.

В конце года, когда ребенок овладеет самостоятельной ходьбой, желательно на некоторое время выпускать его ходить по всей комнате. К началу бодрствования игрушки должны быть расставлены та­ким образом, чтобы они своим внешним видом побуждали ребенка к различным действиям. Игрушки должны содейство­вать дальнейшему развитию органов чувств, возникновению элементарных действий с предметами. Этим целям слу­жат разнообразные сюжетные игрушки различной формы, величины, окраски и материала.

Малышу старше 9 месяцев к имею­щимся игрушкам следует добавить короб­ки с крышками для открывания и закры­вания, а также другие игрушки соответст­венно возрасту, которых у малыша еще не было. Важно также в этом возрасте для развития обобщения купить малышу не­сколько однотипных игрушек, например 3-4 машинки, 2—3 куклы, 2—3 кошки и т. д. из разного материала, разной величи­ны и цвета.

Для самостоятельной деятельности ма­лыша нужно подбирать только такие иг­рушки, с которыми он учился произво­дить какие-либо действия или которые он сам освоил в процессе самостоятельной практики. В противном случае ребенок начинает их сосать или разбрасывать. На­пример, с мелкими кубиками, пирамидка­ми дети не умеют играть без участия взрослого. Неправильное использование игрушек может закрепиться на длитель­ное время. Если вы заметили, что ребе­нок перестал играть игрушками на протя­жении одного отрезка бодрствования, следует на некоторое время их убрать и заменить другими.

В этом возрасте следует усложнять действия ребенка с предметами. Малыша можно научить выполнять по речевой инструкции и показу действия, требую­щие большей координации рук и неподсказанные свойствами предметов. Так, у 10—11-месячного ребенка не может без вашего обучения появиться, например, умение надеть кольцо на стержень или по­ложить кубик на кубик — этому его долж­ны научить.

Также ребенка этого возраста можно научить выполнять несложные действия с сюжетными игрушками, которые не подсказываются их свойствами, напри­мер, «Покорми кису», «Положи куклу спать».

К концу 1 года у малыша во время са­мостоятельной деятельности возникают такие игры, как кормление кошечки или собачки, укладывание куклы, которые яв­ляются воспроизведением действий, разу­ченных с взрослыми. Таким образом, уме­ния, которым вы учите малыша, обога­щают его деятельность. Надо создавать условия самостоятельной деятельности малыша и чередовать его с вашим обще­нием. Каждый момент общения должен быть использован в целях развития речи, укрепления эмоционального контакта и развития движений и действий малыша. Разговаривая с ребенком несложными фразами, подчеркивать интонацией наи­более значимые слова, повторять их, де­лать паузы, чтобы ребенок имел возмож­ность выполнить сказанное ему, и, если он не понимает, «подсказать» жестом, а затем только выполнить то, что малыш не понял.

Для расширения понимания названия различных игрушек и предметов следует привлекать внимание к ним, называть и одновременно проделывать с ними какие-либо интересные действия. Называть все, на что ребенок смотрит: «Машенька, коро­ва: «Му-му». Как корова мычит? «Му-му».

Такие приемы не только расширяют пони­мание названия предметов, игрушек и лю­дей, но и повышают интерес ребенка ко всему окружающему. Следует привлекать внимание малыша к действиям взрослых и детей; к движениям машины, животных; к различным звукам.

В 10—11 месяцев надо начинать форми­ровать «первичное обобщение» некоторых слов и речи взрослого. Первые «слова обобщения» также формируются в резуль­тате занятий с малышом. Для этого во время бодрствования показывать и назы­вать предметы и игрушки, имеющие одно и то же название, но различные по внеш­ним качествам, и просить проделать с ним какое-либо действие. Например, показы­вать куклу: резиновую, тряпочную, боль­шую, маленькую и называть и просить принести.

Самостоятельной ходьбе ребенка следует учить. С 10—11 месяцев водить с поддерж­кой за обе руки, затем ставить и, отойдя на небольшое расстояние, ласково подзывать его к себе или показывать интересную иг­рушку.

Во время обучения ребенка ходьбе нельзя водить ребенка за одну руку. Не­правильная поза может вызвать искривле­ние позвоночника. Не рекомендуется так­же для овладения самостоятельной ходь­бой  использовать каталки и ходунки.

Ребенок вынужден приноравливать темп движений к быстроте движения этих при­способлений. Во время ходьбы с каталкой центр тяжести тела приходится на руки ребенка. Его активность направлена на движение каталки, а не на координацию движения ног. Что касается ходунков, то при использовании их ребенок пассивно двигает ногами, а сам активно не участву­ет в овладевании самостоятельной ходь­бой.

Таким образом, если воспитание малы­ша организовано правильно, то он нор­мально развивается, спокоен, активен. К первому году он осваивает основные крупные движения. Много двигается, хо­дит, влезает на невысокий диванчик, табу­ретку и подлезает под различные предметы. У малыша повышается интерес ко всему окружающему. Его интересуют новые иг­рушки, движения взрослых и других детей. Понимает обращенную к нему элементар­ную речь; по словесной инструкции выпол­няет разученные с ним движения и про­стые действия с игрушками, знает названия игрушек и предметов, с которыми часто иг­рает, поворачивается, когда его зовут, и зна­ет имена нескольких окружающих взрослых и детей.

Малыш начинает более тонко различать интонацию голоса и мелодию музыки и по-разному реагирует на них. В ответ на обра­щение к нему и во время самостоятельной игры лепечет, повторяет за взрослыми раз­личные звуки, произносит около 4—6 про­стых слов. Звуками он привлекает внима­ние к себе.

Во время самостоятельной игры ма­лыш производит некоторые разученные целенаправленные действия с предмета­ми: вынимает и вкладывает, открывает и закрывает, снимает и надевает (свободно снимающиеся кольца), качает куклу, «кормит» игрушечных собачку, кошку. Некоторое время может играть самостоя­тельно.

Все эти умения развиваются у малыша только при занятиях, играх и постоянном общении с ним.

 


Если вам понравилась статья, поделитесь, пожалуйста, ею с другими! Спасибо 

 

Советуем почитать

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

Товары для мам и детей

Seo анализ сайта, оптимизация