Адаптация к детскому саду PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
29.05.2010 02:02

Практически у каждой мамочки есть дни, часы, минуты, ког­да сердце разрывается от жалости к своему маленькому котен­ку. Один из таких моментов - отправление малыша в ясли или группу детского сада. Умом все понимаешь: надо выходить на работу, ребенку необходимо участие в социальной жизни, ма­лыш нуждается в общении со сверстниками и т. д., но материн­ской душе же не прикажешь: «Успокойся, мамуля, все будет хо­рошо». Слезы из глаз, хоть к психотерапевту иди.

Уважаемые мамочки, не удивляйтесь, но абсолютное большин­ство деток привыкает к садику, находят в нем друзей и с удоволь­ствием учатся новому на занятиях. Однако каждому малышу нужно время, чтобы приспособиться к изменившимся условиям, и пери­од адаптации у каждого ребенка индивидуален. Один справится с нервишками за несколько недель, а другому потребуются месяцы.

Процесс привыкания протекает сложнее у деток, которые силь­но зависимы от мамы, у малышей с возбудимой нервной систе­мой. Легче адаптируются в садике детки, имеющие опыт обще­ния с разными возрастными категориями детей и взрослых, из многодетных семей, в которых ребенок не является объектом гиперопеки.

Как пишут детские психологи Монина и Лютова, при легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение месяца, аппетит достигает обычного уровня к концу первой недели, а сон налаживается за 1-2 недели, острых заболеваний не возникает. В случае затрудненной адаптации в течение целого месяца на­строение малыша может быть неустойчивым, сон и аппетит вос­станавливаются через 20-40 дней.

При тяжелой адаптации грубо нарушаются сон, аппетит и на­строение ребенка, могут мучить кошмары. Ребенок может «уйти в болезнь» (обычно мамы жалуются: «Три дня в саду, две недели на больничном!»), отстаивать потребность быть дома с мамой. Если на фоне «садовского стресса» малыш начинает длительно и тяже­ло болеть, обязательно проконсультируйтесь с детским психоло­гом, психиатром или неврологом.

Чтобы успешно приспособиться к новым условиям, прежде всего, ребенок должен до­расти до выхода в общество: научиться са­мостоятельно есть, одеваться, проситься в туалет и пользоваться горшком, уметь вы­разить свои потребности. Воспитательни­ца, конечно, поможет несмышленышу поку­шать, на горшочек сесть, но в группе много деток, не всегда помощь педагога приходит вовремя. А если малыш вполне самостояте­лен, у него меньше поводов для расстройств.

Одним из важнейших условий хорошей адаптации ребенка в саду является тесный контакт родителей и воспитателей. До при­хода малыша в группу необходимо побесе­довать с педагогами, рассказать о своем ре­бенке. Узнайте, не ожидается ли приход в один день нескольких новых детей.

Привыкание ребенка к садику должно быть постепенным: сначала приходить толь­ко на прогулку, потом на 1 -2 часа в группу, за­тем на несколько часов подряд. По догово­ренности с воспитателем в первые дни роди­тель может присутствовать в группе вместе с ребенком (раньше договориться о совмест­ном посещении было проблемой, но сегодня многие руководители дошкольных учрежде­ний практикуют такой подход). Пусть это бу­дет всего полчаса-час, потом мама и воспи­танник уходят домой, но за это время полез­но установить теплый контакт между взрос­лыми, чтобы малыш видел: мама симпатизи­рует новой тете, та вовсе не страшная, хоть и незнакомая.

Самое страшное для ребенка фантазия о том, что за ним не придут, он будет разлучен со своими родителями. Поэтому, даже рас­сердившись, не говорите: «Оставлю тебя здесь, если будешь себя плохо вести» и т. п. У малыша не должно быть сомнений, он дол­жен знать, что родители им дорожат, обя­зательно заберут из сада, скучают по нему, когда уходят на работу. Выражайте свою ра­дость при встрече с ребенком после дня, проведенного порознь. Похвалите его за то, что он провел это время в садике.

Если ребенок робеет, не хочет отпустить свою маму, попросите воспитателя выходить к вам и встречать малыша доброй улыбкой на пороге группы, приветливыми словами. Это поможет отвлечь его от грустных мыс­лей при разлуке, а воспитатель станет бо­лее близким. Не уходите потихоньку - дай­те знать, что вы уходите; дома придумайте и прорепетируйте вместе с малышом занят­ный способ прощания (особые объятия, ру­копожатие, поцелуй).

Готовя кроху к детскому саду, расскажи­те ему о садике, но не сочиняйте, информа­ция не должна быть приукрашенной. Поста­райтесь описать позитивные моменты: там есть игрушки, каких дома нет; там детки тан­цуют и поют песни, рисуют; в садике прово­дят интересные, веселые праздники; все детки выходят погулять на улицу, там хоро­шие песочницы.

Чтобы ребенок почувствовал себя уверен­нее в новой ситуации, знал, как себя вести, используйте игру. Взяв игрушки, разыграй­те предстоящее событие: «Наша кукла Ляля пойдет в детский садик. Иди, Ляля, сюда, по­здоровайся. У тебя будет свой шкафчик для одежды (покажем его). Кушать ты будешь за столом с другими детками (усаживаем за столик к другим куклам, мишкам, зайчи­кам), спать в кроватке. У тебя будут друзья. Потом мама придет за тобой». Такой же ва­риант разыграйте с самим ребенком: «По­кажи, как ты поздороваешься в группе, как будешь есть, спать».

Чтобы ребенку было не так одиноко в но­вой обстановке, он чувствовал себя спокойнее, можно дать ему с собой какой-нибудь предмет, который проложит нить между до­мом и садом: любимую игрушку, книжку или какую-нибудь вещь, принадлежащую маме (например, платочек). Забрав ребенка из садика, поинтересуйтесь, как прошел его день. «Допрашивай­те» малыша не сразу, а после веселой про­гулки до дома. Если малыш расскажет, что его кто-то обидел, огорчил, не надо тут же объяснять ему, как надо было поступить. Вы­слушайте и примите переживания ребенка, отразив его чувства в словах: «Похоже, тебе было очень обидно, когда девочки (мальчи­ки) не приняли тебя в игру, ты рассердился (-ась) на них». Закончите беседу о прошед­шем дне, сфокусировав внимание на пози­тивных моментах (понравилась запеканка, слепили на прогулке снежную бабу, научи­лись рисовать звездочку и т. п.).

Что еще очень нужно новичку, так это спо­койствие и уравновешенность мамочки. Сохранять их в первые дни ох как нелегко, когда чувствуешь себя предательницей-«кукушкой». Но, приняв решение, будьте последовательны, вы ведь не в жертву лю­доедам отдали свое дитя и вполне понима­ете, что ему необходимо научиться стро­ить отношения вне семьи, в коллективе. Оставьте воспитателю номера всех теле­фонов, по которым с вами можно будет бы­стро связаться.

Постарайтесь уладить или «спрятать» от ребенка конфликты в семье: они могут сделать малыша еще более неуверенным в новой обстановке или, наоборот, слиш­ком агрессивным. В острый период адап­тации старайтесь быть естественной, но почаще целуйте ребенка, будьте нежны с ним. Как можно реже ругайте его и уж, ко­нечно, не «наказывайте» его угрозами оста­вить в садике навсегда, забирайте вовремя. По дороге домой позволяйте малышу про­ехаться на руках. Расспрашивайте, обсуж­дайте подробности пережитого дня, переключайте внимание на знакомые приятные вещи. Даже сытый новичок дома может на­чать ужинать за двоих. Во всяком случае, ма­ленькая сладкая пилюлька будет желанной наградой после трудного дня. Но т.к. нерв­ная система новичка испытывает большую нагрузку, не заваливайте его новыми игрушками, не водите в цирк, отложите ремонт. Лучше прогуляйтесь по парку, сходите к ба­бушке, почитайте книжку.


Если вам понравилась статья, поделитесь, пожалуйста, ею с другими! Спасибо 

 

Советуем почитать

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

Товары для мам и детей

Seo анализ сайта, оптимизация