Как ребенок учится говорить PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
09.05.2010 01:12

Малыш начинает говорить не спонтан­но. Этому предшествуют так называемые подготовительные этапы, свойственные каждому возрастному отрезку первого года жизни.

Подготовительный этап развития речи охватывает время с момента рождения ма­лыша и продолжается до возраста одного года. Почему так называется данный этап? Потому что в это время происходит подго­товка к овладению речи.

С момента рождения у малыша появля­ются первые голосовые реакции — крик и плач. Правда, они еще очень далеки от зву­ков человеческой речи. Однако и крик, и плач способствуют развитию тонких и раз­нообразных движений трех отделов речево­го аппарата: дыхательного, голосового и ар­тикуляционного.

Через 2 недели можно уже заметить, что малыш начинает реагировать на голос гово­рящего: перестает плакать, прислушивает­ся, когда к нему обращаются.

В конце первого месяца в ответ на эмо­циональное общение на фоне улыбки у ре­бенка появляются отдельные гласные и гортанные звуки. В 2—3 месяца во время комплекса оживления отдельные звуки проявляются в виде гуления — своеобраз­ного гукания («гу», «га», «гкх»).

Когда ребенок радуется, он произносит отдельные короткие звуки, которые к 4— 5 месяцам переходят в певучее гуление. Малыш в ответ на разговор взрослых, во время рассматривания игрушек и ком­плекса оживления много певуче гулит — как бы играет звуками и прислушивается к ним.

5-месячные дети во время бодрствова­ния часто гулят, произносят разные глас­ные и согласные звуки, а затем начинают лепетать. Лепет — это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых («агу-агу», «тя-тя», «ба-ба»). Во время гуления и лепе­та, когда ребенок прислушивается к произ­носимым им звукам и повторяет их, возни­кает самоподражание.

В лепете начинает проявляться разная интонация звуков. В 7—8 месяцам появляет­ся интонация просьбы. Примерно в этом же возрасте развивается способность подражать слогам, которые произносит взрослый. Вна­чале малыш отвечает только на те звуки, ко­торые имелись в их лепете («ма-ма-ма», «ба-ба-ба», «тя-тя-тя», «па-па-па» и др.).

К 9—10 месяцам малыш может уже под­ражать и произносить новые слоги, кото­рые он ранее сам не произносил. Благода­ря способности подражать обогащается ле­пет, в процессе которого упражняется артикуляционный аппарат.

В 9—10 месяцев малыш во время бодрст­вования много звуков повторяет за взрослы­ми, а иногда и сам вступает в «общение». Он уже прислушивается к речи взрослых, умеет сосредотачиваться на называемых предметах, интересуется всем окружающим. Одним из условий развития понимания ре­чи взрослого являются наличие контакта между взрослым и ребенком.

Первичное понимание слов проявляется в умении малыша находить взглядом в от­вет на вопрос «где» неоднократно показы­ваемый и называемый предмет. Малыш 6— 7 месяцев поворачивает голову в сторону называемого предмета, находящегося на постоянном месте. Образуется связь слова не только с предметом, но и с его местом. При повторных упражнениях у ребенка ус­танавливается прочная связь с самим пред­метом и через некоторое время, к 7—8 ме­сяцам, малыш начинает находить его по слову взрослого в любом месте. Однако эта связь с одним конкретным предметом, ко­торый ему показывали. В этом же возрас­те, если проделывать простые движения ру­ками ребенка, часто показывать ему и на­зывать, то вскоре по одному слову, уже без показа может проделывать их («ладушки», «до свидания»). К этому возрасту ребенок уже четко реагирует поворотом головы, ус­лышав свое имя.

К 9—10 месяцам понимание речи взрос­лого может быть настолько развито, что в ответ на предложение взрослого малыш находит глазами несколько знакомых предметов и производит некоторые эле­ментарные разученные движения, напри­мер, отдает игрушку, находящуюся у него в руках.

В возрасте 9—12 месяцев все большее значение начинает приобретать развитие активной речи ребенка и понимание речи взрослого. Дальнейшее развитие подготови­тельных этапов активной речи заключается в том, что после 9—10 месяцев во время са­мостоятельной деятельности, а также в от­вет на перекличку взрослого малыш начи­нает лепетать и подражать различным зву­кам речи окружающих, в результате чего образуются первые осмысленные слова. Когда малыш лепечет, он просто играет звуками и слогами, придает им различное звучание и значение. Слоги становятся со­ставной частью слова и основой для фор­мирования его в том случае, когда взрос­лые, произнося их, придают определенное значение и вначале всегда связывают с оп­ределенным предметом или действием. К концу года ребенок произносит 4—6 про­стых слов, например, «мама», «папа», «ба­ба», «дядя», «тетя», «дай», «ав-ав», «би-би». Отдельные звуки и слова, подкрепленные жестом и мимикой, начинают служить ма­лышу средством общения с окружающими. При виде пищи ребенок начинает настой­чиво произносить «ам-ам». Он говорит «дай-дай» и протягивает руку к игрушке, которую хочет получить.

В возрасте от 9—10 месяцев до 1 года происходит дальнейшее понимание речи взрослых. Если при общении с ребенком часто показывают и называют различные предметы и действия, увеличивается коли­чество понимаемых им слов. К концу пер­вого года ребенок может усвоить имена ок­ружающих взрослых и детей, названия жи­вотных, предметов и игрушек, с которыми он соприкасается.

С 10 месяцев надо объяснить малышу, где, например, у собачки носик, глазик, ро­тик, и просить ребенка (примерно 11-ме­сячного возраста): «Покажи, где у собачки глазки?», «А где у мамы глазки?».

Точно так же очень многие моменты должны использоваться для развития под­ражания звукам, слогам и формирования у ребенка осмысленных слов. «Как корова мычит «му-му» — говорите вы малышу, ко­торый играет игрушечной коровой или смотрит книжку с ее изображением. Ма­лыш при этом должен повторить: «Му-му». Можно считать, что ребенок усвоил слово, если он определенным звукам придает оп­ределенное значение, например, при виде кошки произносит «кис-кис», при виде со­бачки — «ав-ав», коровы — «му-му», кури­цы — «ко-ко».

При обращении к малышу следует упо­треблять упрощенные слова, которые ре­бенок может легко воспроизвести. Эти об­легченные слова должны всегда употреб­ляться наряду с правильным названием, тогда в дальнейшем ребенок легче перей­дет к пользованию правильным обозначе­нием. Например, показывая машину, надо говорить: «машина би-би», а не только «би-би», или «собачка ав-ав», а не только «ав-ав».

Если ребенок в 9—10 месяцев хорошо понимает слово «дай» и знает название иг­рушки, он по просьбе взрослого приносит ее, если она находится в поле его зрения.

Для ребенка 10—11 месяцев некоторые слова в речи взрослого начинают приобре­тать обобщенный характер. Малыш может по предложению взрослого принести зна­комые игрушки, которыми часто играет, которые имеют одинаковое название, но отличаются по внешнему виду (например, куклу тряпичную и пластмассовую и др.). Благодаря развитию подготовительных эта­пов речи усиливается контакт ребенка с ок­ружающими. Он живо реагирует на обра­щенную к нему речь и сам обращается к взрослому с различными звуками. Настоя­тельно «требует», чтобы с ним общались, играли и удовлетворяли его желания. Речь взрослых, даже не обращенная к ребенку, часто отвлекает его от самостоятельной иг­ры, и ребенок стремится вступить в кон­такт со взрослыми.

Иногда дети, произнеся первые слова, вдруг перестают говорить. Это происходит тогда, когда малыш слишком избалован тем, что вы понимаете его жесты и выполняете по ним его любые просьбы. В связи с этим, вы побуждаете малыша к «речевой лени». Что с этим делать? Сделайте вид, что вы не пони­маете малыша, побудите его произнести просьбу. Малыш поупрямится и заговорит.

Если этого не произошло, не пережи­вайте. Когда малыш пойдет в детский са­дик, ему необходимо будет выражать свои просьбы словами и общаться с другими де­тьми — придется заговорить!

Следует побеспокоиться, если:

к концу первого месяца малыш не кри­чит перед кормлением;

до начала четвертого месяца малыш не реагирует на слова, не поворачивает го­лову на голос, у него нет «комплекса оживления», когда вы с ним весело раз­говариваете или играете с ним;

к концу седьмого месяца не пытается привлечь к себе внимание какими-либо звуками;

до начала восьмого месяца малыш не поворачивает голову к источнику звука, не ищет его глазами, не лепечет;

к концу десятого месяца не машет руч­кой «до свидания»;

если до конца первого года жизни ма­лыш не понимает обращенные к нему слова, не может показать, где у него но­сик, глазки, ротик, не реагирует, когда вы окликаете его по имени, не делает попыток произнести простейшие слова типа «дай», «би-би», «ав-ав», не прислу­шивается к музыке.

В таких случаях необходимо обратиться к детскому психоневрологу за консультацией.

После подготовительного периода разви­тия речи начинается этап становления ак­тивной речи. Он полностью зависит от то­го, насколько благоприятно прошел этап подготовки.


Если вам понравилась статья, поделитесь, пожалуйста, ею с другими! Спасибо 


Похожие статьи:
Последние новости:
Предыдущие новости:

 

Советуем почитать

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

Товары для мам и детей

Seo анализ сайта, оптимизация